Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
e.Saratovtseva@zbulvar.ru
Главный редактор:

Саратовцева Евгения Владимировна


10 Фев 2022 в 08:38
Районная интернет-газета Районные будни (Выхино-Жулебино) ЮВАО Москвы

История района: 55 лет назад открылась станция метро «Выхино»

Фото: pastvu.com

Недавно исполнилось 55 лет Ждановской (ныне Таганско-Краснопресненской) ветке метро. Семь первых станций — от «Ждановской» до «Таганской-радиальной» — открылись для пассажиров 31 декабря 1966 года.

Станцию «Выхино» при открытии назвали «Ждановской» — в честь партийного деятеля Андрея Жданова, хотя на схемах строящейся линии метро в 1963—1966 годов она носила проектное название «Выхино», — в память о бывшей деревне, которая раньше простиралась по обеим сторонам вдоль Рязанского шоссе. К первоначальному названию станция «Выхино» вернулась через 23 года — 13 января 1989 года. Впрочем, как бы ни называли станцию метро, местные жители были очень рады ее появлению.

— Сначала, ещё осенью, открыли наземные вестибюли и подземные переходы под Волгоградским проспектом, до тех пор его перебегали поверху, — вспоминает крае­вед, почётный житель района Кузьминки Нина Кузьмина, которая живёт на улице Фёдора Полетаева. — Потом, когда пустили поезда, все удивлялись: 20 минут — и ты на Таганке. Это был настоящий праздник, все очень радовались. Раньше надо было ехать 40 минут на автобусе, толкучка была такая, что от пальто пуговицы отрывали.

Строгость форм — советская

Проектирование новых станций началось под знаком постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно вышло в 1955 году. «Советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений», — говорилось в постановлении. Пять подземных станций новой линии строились по одному проекту.

— В основе лежала «сороконожка» — так окрестили типовой проект станции мелкого заложения и архитекторы, и пассажиры, — говорит Нина Кузьмина. — На самом деле колонн на этих станциях не 40, а 38, но все они одинаковые и стоят очень часто.

Экономия на всём

«Сороконожку» разработали в архитектурном отделе института «Метрогипротранс».

— Руководил этой работой лауреат трёх Сталинских премий архитектор Алексей Душкин. До этого он проектировал подземные дворцы на «Кропоткинской», «Маяковской», «Площади Революции», «Автозаводской». Переключаться на проектирование без излишеств архитектору такого ранга было, конечно, обидно. Экономили и на отделке: вместо мрамора и гранита — керамическая плитка и асфальт.

Станции-близнецы

Первые «сороконожки» до этого уже появились на Калужско-Рижской линии: станции «Академическая», «Профсоюзная», «Новые Черёмушки». Пассажиры жаловались, что невозможно отличить одну станцию от другой.

— Это было ужасно: мы старались как могли, но станции получались безликими, однообразными; было очевидно, что архитектуре Московского метрополитена наносится моральный ущерб, — вспоминала о том времени главный архитектор станции «Рязанский проспект» Нина Алёшина.

Она училась у художника Павла Корина, участвовала в разработке «Новослободской», позже проектировала «Марксистскую», «Кузнецкий Мост» — всего у неё на счету 19 станций.

Вышивка на «Рязанском», звери в «Кузьминках»

Чтобы хотя бы отчасти улучшить ситуацию, архитекторы начали вносить в оформление элементы декора. Красно-белый орнамент станции «Рязанский проспект» повторяет вышивку на рязанских полотенцах. Нина Алёшина специально ездила по рязанским сёлам, изучала вышивки.

Металлические барелье­фы на стенах станции «Кузьминки» — заяц, белка, утка, олени (ну, поскольку рядом парк «Кузьминки») — делал один из лучших скульпторов-анималистов, заслуженный художник России Григорий Дервиз. Он был внучатым племянником художника Валентина Серова.

А главный архитектор станции «Текстильщики» Римидалв Погребной решил отделать типовые колонны слоистым мрамором — его привезли из Узбекистана. Серый цвет колонн не случаен — чтобы не было видно разводов из-за заливов, которые вполне возможны в связи с близостью Сукиного болота. Кстати, именно Погребной — автор ещё 18 станций, в том числе «Цветного бульвара» и «Сухаревской» (вначале «Колхозной»), —придумал новые на тот момент наземные вестибюли — стеклянные павильоны с козырьком, которые стоят на станциях Таганской линии вот уже 55 лет.

Станция открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» — «Ждановская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 82 станции. На схемах метро 1963—1966 годов станция носила проектное название «Выхино»[1]. Первоначальное название «Ждановская» было дано при открытии в честь партийного деятеля Андрея Александровича Жданова, чьё имя носил район Москвы, на восточной окраине которого располагалась станция. 


Опрос
В библиотеках района Выхино-Жулебино проходит акция по сбору корма и лекарств для животных из приюта. А вы помогаете бездомным животным?
Загрузка ... Загрузка ...